Мониторинг земель

Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды[1], и представляет собой систему постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.

Наблюдения за состоянием земель и их изменением осуществляются:

- на землях сельскохозяйственного назначения – в части наблюдений за изменением компонентного состава почвенного покрова и его состоянием, строением, составом и свойствами почв, за агрохимическими показателями почв и их загрязнением, состоянием мелиорированных земель – организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу (далее – Госкомимущество), Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерству образования, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Национальной академии наук Беларуси;

- на землях населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса – в части наблюдений за процессами деградации земель, связанными, прежде всего, с их эрозией, за состоянием и изменением почв в результате воздействия химических и иных загрязнителей – организациями, подчиненными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси;

- на землях лесного фонда – в части наблюдений за изменением компонентного состава почвенного покрова, строением, составом и свойствами почв лесных земель – организациями, подчиненными Министерству лесного хозяйства, Министерству образования, Национальной академии наук Беларуси.

Наблюдения за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель осуществляются организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу.

Наблюдения за состоянием земель проводятся на пунктах наблюдений мониторинга земель, а также на всей территории Республики Беларусь путем периодических аэрофотогеодезических, геодезических, почвенных, агрохимических, ландшафтно-геохимических, других работ, обследований и изысканий.

В соответствии с инструкцией об организации работ по проведению мониторинга земель[2], мониторинг земель осуществляется по следующим направлениям:

- наблюдения за составом, структурой и состоянием земельных ресурсов;

- наблюдения за состоянием почвенного покрова земель;

- наблюдения за химическим загрязнением земель.

Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга земель, должна включать:

- данные о процессах деградации, загрязнении земель, состоянии мелиорированных земель;

- данные о компонентном составе почвенного покрова, состоянии, строении, составе и свойствах почв;

- обобщенную экологическую информацию о состоянии земельных ресурсов и почв, включая их количественные и качественные характеристики;

- оценку, тенденции изменения и прогноз распределения и состояния земель в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки.

Сбор, хранение, обработку и анализ данных, получаемых в результате проведения мониторинга земель от организаций, его осуществляющих, обеспечивает информационно-аналитический центр мониторинга земель Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Информационно-аналитический центр мониторинга земель передает обобщенную экологическую информацию, полученную в результате проведения мониторинга земель, в главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – ГИАЦ НСМОС), а также осуществляет информационный обмен с информационно-аналитическими центрами других видов мониторинга Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Предоставление экологической информации, полученной в результате проведения мониторинга земель, государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам, а также ее распространение осуществляются в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, законодательством об информации и информатизации.

Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга земель, предоставляется Государственным комитетом по имуществу в установленном порядке республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и должны учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, программ использования земельных ресурсов, прогнозов и программ социально-экономического развития, территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, схем землеустройства административно-территориальных единиц, территориального планирования, проектов землеустройства, градостроительных проектов, а также использоваться для информирования граждан о состоянии земель, мерах по их охране и других целей.



[1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2007 № 386 (ред. от 10.06.2008) «Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных».

[2] Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 22.12.2009 № 68 «Об утверждении Инструкции об организации работ по проведению мониторинга земель»